Не путай гордость и гордыню:

Первое - чувство своего ДОСТОИНСТВА, второе - своей ВАЖНОСТИ
Клён
Автор: Клён
Опубликовано: 05.03.2013
Метки:

Комментарии

Клён
Клён написал 6 марта 2013 в 22:53

Смири гордыню — то есть гордым будь.
Штандарт — он и в чехле не полиняет.
Не плачься, что тебя не понимают, —
поймёт когда-нибудь хоть кто-нибудь.

Не самоутверждайся. Пропадёт,
подточенный тщеславием, твой гений,
и жажда мелких самоутверждений
лишь к саморазрушенью приведёт.

У славы и опалы есть одна
опасность — самолюбие щекочут.
Ты ордена не восприми как почесть,
не восприми плевки как ордена.

Не ожидай подачек добрых дядь
и, вытравляя жадность, как заразу,
не рвись урвать. Кто хочет всё и сразу,
тот беден тем, что не умеет ждать.

Пусть даже ни двора и ни кола,
не возвышайся тем, что ты унижен.
Будь при деньгах свободен, словно нищий,
не будь без денег нищим никогда!

Завидовать? Что может быть пошлей!
Успех другого не сочти обидой.
Уму чужому втайне не завидуй,
чужую глупость втайне пожалей.

Не оскорбляйся мнением любым
в застолье, на суде неумолимом.
Не добивайся счастья быть любимым, —
умей любить, когда ты нелюбим.

Не превращай талант в козырный туз.
Не козыри — ни честность ни отвага.
Кто щедростью кичится — скрытый скряга,
кто смелостью кичится — скрытый трус.

Не возгордись ни тем, что ты борец,
ни тем, что ты в борьбе посередине,
и даже тем, что ты смирил гордыню,
не возгордись — тогда тебе конец.

альянс577
альянс577 написал 8 марта 2013 в 20:48

Вы бы уж автора указывали. Стихотворение стоит того. Евгений Евтушенко. "НЕ ВОЗГОРДИСЬ". Найдено гуглем.

Папа
Папа написал 14 марта 2013 в 16:46

респект

Woin
Woin написал 5 марта 2013 в 20:13

Я называю, в данном случае, гордость объективной самооценкой... Но мотиватор хорош однозначно! ++++

Клён
Клён написал 5 марта 2013 в 20:16

благодарю, Woin

Галла
Галла написал 5 марта 2013 в 20:29

Нравится оч!))

Клён
Клён написал 5 марта 2013 в 21:18

спасибо

Быстроногая Лань
Быстроногая Лань написал 5 марта 2013 в 22:17

+++++ Гордость сродни любви к себе, гордыня - презрение к другим

Клён
Клён написал 6 марта 2013 в 0:02

в этом что то есть...

Yasnaya
Yasnaya написал 5 марта 2013 в 23:55

Клён, очень понравилась работа!

Клён
Клён написал 6 марта 2013 в 0:02

благодарю, Yasnaya

Алефтина
Алефтина написал 6 марта 2013 в 19:10

Теперь уже не перепутаю +++

Клён
Клён написал 6 марта 2013 в 19:31

спасибо, Алефтина

Наталишка
Наталишка написал 6 марта 2013 в 21:20

Благодарю! впечетлена! очень-очень

Клён
Клён написал 6 марта 2013 в 22:49

на здоровье

Гость.
Гость. написал 9 марта 2013 в 12:16

Удивительно, как Евтушенко умудрился написать стихотворение про смирение и сказать "гордым будь", ха-ха-ха!!! Стихотворение в целом, конечно, хорошее, но... . Гордость - это непроявленная гордыня и, как способная низвергнуть высшего ангела, ищет любую лазейку в человеческом мире, маскируется под самые прекрасные качества, прикрывается красивыми словами, например, "штандарт" и т.п.. Стихотворение - пример тому, здесь явную гордость - гордыню, заклеймили, по содержанию стихотворение описывает здравомыслие и смирение, но подменяются понятия, в результате чего человека убеждают - быть гордым хорошо. Читайте наших святых отцов, они на этом не одну собаку съели.

Клён
Клён написал 10 марта 2013 в 20:24

Не стоит навязывать свое мнение, как истину в последней инстанции. Это хамство. В данном случае - выраженное в форме религиозного фанатизма и нетерпимости к инакомыслящим... Не нравится работа - проходите мимо. Она явно не для Вас.

E-95
E-95 написал 12 марта 2013 в 0:07

Нетерпимость к инакомыслящим это как бы не хамство. Хамство это неуважительное отношение к старшим, если не ошибаюсь. По крайней мере, в изначальном варианте было так. Отец Хама вроде как не был инакомыслящим.

E-95
E-95 написал 12 марта 2013 в 0:19

Кстати, хамство, это как раз из разряда "низвергнуть высшего ангела", как выразился Гость.

E-95
E-95 написал 11 марта 2013 в 23:25

Задумался. Провел небольшое исследование. bibleonline.ru/search/?s=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C Действительно гордость в контексте находится рядом с такими качествами как высокомерие и надменность. Немного удивился. Раньше имел иное мнение. Назвать гордость объективной самооценкой тоже не получается, поскольку самооценка изначально субъективна, а на мнение окружающих, для самооценки, полагаться тоже опасно. Похоже, что подмена понятий действительно присутствует.

Гость.
Гость. написал 11 марта 2013 в 12:55

Это просто мнение, не совпадающее с вашим, я относительно вас тоже "инакомыслящий". А вы говорите - "проходите мимо", уж не это ли нетерпимость к инакомыслящим? Про саму работу я ничего не говорил, а стихотворение в целом понравилось. Не религиозный фанатизм, скорее я считаю святых отцов профессионалами в определенной области, Евтушенко, на мой взгляд - любитель. Вы своей работой поддерживаете точку зрения Евтушенко и предлагаете другим людям разделить её, я своим комментарием показываю иную точку зрения и предлагаю другим людям не верить сразу красивой работе, а узнать, что об этом думают профессионалы. И, кстати, обязательно где-нибудь напишите, что фраза на мотиваторе - не истина в последней инстанции, иначе это будет хамством. Подводя итог, можно увидеть, что по каждому пункту вы, Клён, делаете то, что другим запрещаете: 1) навязываете свое мнение путем создания мотиватора, 2) предлагаете это как истину в последней инстанции, т.е. по вашим же словам - хамите людям 3) нетерпимы к инакомыслящим. Интересный вы собеседник Smile

Клён
Клён написал 11 марта 2013 в 18:40

"переспорить жреца"... (с) нет уж, увольте... игнор.

Гость.
Гость. написал 12 марта 2013 в 10:33

Эх, Клён... Конечно, игнор - это самый удобный способ не отвечать за свои слова. Вы даже обосновали (наконец-то!), почему игнорируете, потому что я - "жрец". У вас были все основания навесить на меня этот ярлык, ведь я упомянул ангелов и святых отцов, верно? Wink Ещё один способ, который мне очень понравился и хочу поделиться с вами, это на все доводы собеседника говорить: "И чё?". Но это из юмора уже, на демотиваторах увидел, ха-ха )))

Гость.
Гость. написал 12 марта 2013 в 10:39

E-95, СОЛНЦЕ было приятно почитать мыслящих людей, тем более мыслящих как я, ха-ха ))) E-95, да, если делали профессионалы, это ещё не значит, что они не ошиблись, согласен с этим. Солнце, очень понравился этот отрывок: "и что немаловажно - смирение и смелость оказаться смешным... (чего уж никак не позволит себе гордость...)", спасибо, будем смеяться над собой почаще, Клён, присоединяйся! )))

E-95
E-95 написал 11 марта 2013 в 22:11

Титаник сделали и утопили ПРОФЕССИОНАЛЫ

E-95
E-95 написал 11 марта 2013 в 22:13

Ковчег построили НЕПРОФЕССИОНАЛЫ

E-95
E-95 написал 11 марта 2013 в 22:14

Но не стоит думать, что ковчег строили абы как

E-95
E-95 написал 11 марта 2013 в 23:51

ПРОФЕССИОНАЛЫ они бывают разные. Даже мотиватор на эту тему имеется: motivators.ru/node/46157 И выражение: «Хочешь сделать что-то хорошо - сделай это сам». Остальное можно поручить профессионалам.

СОЛНЦЕ
СОЛНЦЕ написал 11 марта 2013 в 23:48

Я согласна с Гость.ем! Гордость - это и есть чувство определения своего превосходства и важности, и в гордыне это чувство воплощается в виде поступков человека... т.е., гордость - качество, а гордыня - воплощение этого качества в словах, мимике, жестах, поступках, мыслях.... и последствиях... и постепенно восходит в преувеличенную степень... Гордость действительно не определяет достоинство человека, она это достоинство уродует... А настоящее достоинство человека - это воспитанная в нем Честь... или ее нет... т.е. бесчестие.... Честь включает в себя самоуважение, благородство, правдивость, духовность, доброту... и что немаловажно - смирение и смелость оказаться смешным... (чего уж никак не позволит себе гордость...) - это как раз определяет достоинство человека, этого очень многим не достает.... И я тоже здесь вижу подмену понятий... удобную двойственность стандартов... Возможно меня тоже сочтут хамкой... но я, так уж вышло, считаю это достаточно серьезным поводом, чтобы не промолчать и высказать свое мнение! А стихи мне тоже очень понравились! Я поставлю мотиватору 5+, не потому, что согласна с ним, а потому, что автор дал серьезный повод и возможность подумать о важном вопросе.... Спасибо!

E-95
E-95 написал 11 марта 2013 в 23:57

Да, точно. Именно самоуважение, но не гордость. Этот момент как раз ускользал. Спасибо за такой развернутый комментарий.

СОЛНЦЕ
СОЛНЦЕ написал 12 марта 2013 в 0:05

Хорошо, что смогла быть полезной! Вам спасибо! )

mishka
mishka написал 12 марта 2013 в 19:13

По этому стиху высказался здесь недавно буквально,повторяться не имеет смысла http://motivators.ru/node/28286
Гордость и достоинство для меня также неравнозначны,как и у комментирующих здесь людей.
Из всех комментариев более точный у Солнца, так что Солнце блины с тебя мать)))))))))

Гость.
Гость. написал 13 марта 2013 в 10:48

mishka, хорошее мнение, про футбол понравилось, не задумывался раньше об этом Smile

Клён
Клён написал 13 марта 2013 в 3:19

Печально видеть, как смысл умирает под нагромождением слов...

Woin
Woin написал 13 марта 2013 в 19:16

Не печалься, Клён! Smile)) Это - НОРМАЛЬНО!!! Wink))

Е-95
Е-95 написал 14 марта 2013 в 12:26

Ну, знаете ли. Сколько людей, столько и смыслов. Правла от этого истина не меняется. Для меня было неожиданностью увидеть на демотиваторах много творений на эту тему. Если вы гордый, то смотреть по ссылкам скорей всего не будете. Если не горды, но с чувством собственного достоинства, то бабушка надвое сказала. Гордость и чувство собственного достоинства это не одно и тоже. Итак демотиваторы на тему гордость. Откровенно деструктивные исключены. demotivators.to/media/posters/1429/289622_g-o-r-d-o-s-t-.jpg
s.pikabu.ru/post_img/2013-01_4/1358292637_2109307401.jpeg
bomz.org/i/demotivators/235842-2011.03.06-08.35.30-bomz.org-demotivator_gjrdjst_panicheskiyi_strah_uvidet_sobstvennuyu_sushnost.jpg
demotivators.to/media/posters/240/909314_gordost.jpg
demotivation.me/images/20101216/ap7qwz03fqw5.jpg
dll.rolmon.ru/images/love/68.jpg

Википедия вещает следующее: "Го́рдость — положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности." Ха-ха. Три в одном: cs5751.userapi.com/u968029/-14/x_68d55307.jpg Дайте же мне на предмет сей глянуть. А то котята разбегутся, и куда наша положительная самооценка подевается? Интересно, относительно кого мы себя оцениваем? Естественно, относительно других. Мы же круче! А как же все люди братья? А фигня все это. Каин против Авеля. Кто круче тот и прав. Ну и напоследок цитатка. "Вероятно, из всех наших прирожденных страстей труднее всего сломить гордость; как ни маскируй её, как ни борись с ней, души, умерщвляй её — она все живет, и время от времени прорывается и показывает себя." Бенджамин Франклин. Вы уж извините за многобуков. Просто хотелось смысл окончательно зарыть.

Е-95
Е-95 написал 14 марта 2013 в 12:35

Ну а касательно подмены смыслов, я вам покажу наглядно. "Трасса 60 - Фокус с картами" youtube.com/watch?v=24Nsj7Vv-Vs

Гость.
Гость. написал 14 марта 2013 в 13:57

Клён, смысл, который хотел донести Евтушенко и ты понятен. Я голосую за него. Евтушенко очень здорово всё расписал. Сейчас под одним словом "гордость" понимают совершенно противоположные вещи, обратите внимание на первое и последнее предложение Евтушенко: "...то есть гордым будь" и "не возгордись — тогда тебе конец". Противоречиво, не правда ли? Smile О гордости в положительном смысле говорят, но говорят те, которые всерьёз не пытались искоренить в себе гордость в отрицательном смысле. А когда попытаются и поймут то, что понял Бенджамин Франклин: "Вероятно, из всех наших прирожденных страстей труднее всего сломить гордость; как ни маскируй её, как ни борись с ней, души, умерщвляй её — она все живет, и время от времени прорывается и показывает себя", то у них просто язык не повернется говорить о гордости в положительном смысле.

Гость.
Гость. написал 14 марта 2013 в 14:21

Заинтересовало также, что вы, Клён, упомянули о чувстве важности. Лично я об этом чувстве слышал только у Кастанеды. Скажу сразу, что отношусь к его работам с большим уважением, очень мощные и действенные вещи у него. Если это оттуда, то, обращаясь к Кастанеде увидим, что: 1. нужно избавиться от чувства собственной важности, 2. у воина нет ни достоинсва, ни чести, только безупречность, 3. человек - это пыль на обочине, 4. воину нужно ЗАБЫТЬ О СЕБЕ (настолько, что уже память о своей смерти - это шаг назад и приходится компенсировать культивированием отрешенности!). Как мне кажется, уже факт того, что человек будет заботиться о своем достоинстве - прямой путь к чувству собственной важности. Если человек будет поступать так, как расписал Евтушенко с мыслью, как бы не уронить свое достоинство, то, я думаю, этот человек страдает гордостью (важностью), он будет втайне гордиться своим "штандартом", что автоматически делает его же глазах выше других людей, делает его человека другого (высшего) сорта, может даже кровь у него голубая, т.е. благородная.

Гость.
Гость. написал 14 марта 2013 в 14:32

Е-95, поддерживаю Smile Про "Гордость и чувство собственного достоинства это не одно и тоже" незнаю, уж больно здорово сказать не "Я - гордый", а "Я имею чувство собственного достоинства". Т.е. гордость запросто можно подать под красивым словосочетанием "чув-во собст.достоинства". Особенно много этого чувства достоинства у тех самых, у кого развита гордыня, т.е. по большому счёту для меня это одно и тоже. Не гордый, полагаю, запросто переступит через свое чувство достоинство, если это нужно, скажем, чтобы восстановить мир с другим человеком.

E-95
E-95 написал 14 марта 2013 в 19:08

Мне бы хотелось от души поблагодарить Вас и Солнце за Ваши комментарии, поскольку именно благодаря им мне удалось лучше разобраться в этом тонком вопросе. В принципе, я знал, что гордость нередко является первопричиной огромного количества как личных, так и глобальных падений. Именно поэтому и упоминал Титаник, хотя это лишь модель. Да и с Ковчегом все не просто, даже если это и сказка. Ной строил ковчег вопреки всему обществу, которое считало его сумасшедшим. Над ним все смеялись! Для гордости это испытание. И при всем этом, я искренне считал, что гордость это объективная самооценка - штука полезная. Прочитав Ваш комментарий я попытался доказать себе, что прав, но вдруг понял, что самооценка не может быть объективной, поскольку наше мышление всегда субъективно. И тут мне стало не по себе, поскольку я понял, что такого драгоценного понятия, как гордость, объективно может и не существовать. Оно быть может существует лишь в наших субъективных фантазиях, в то время, как объективно существуют иные качества. Цитирую Солнце (посчастливилось цитировать Солнце! ))): "настоящее достоинство человека - это воспитанная в нем Честь... или ее нет... т. е. бесчестие.... Честь включает в себя самоуважение, благородство, правдивость, духовность, доброту... и что немаловажно - смирение и смелость оказаться смешным... (чего уж никак не позволит себе гордость...) - это как раз определяет достоинство человека". Возможно Клен подразумевает перечисленные качества под СОБСТВЕННЫМ ДОСТОИНСТВОМ, но к гордости они не имеют никакого отношения. Если исходить из того, что гордость это такая выдумка и красивая обертка для заворачивания преимущества одних над другими, то становится понятнее почему она такая расплывчатая и занимается подменами понятий. Да и Кастаньеда мне теперь понятнее )

Клён
Клён написал 14 марта 2013 в 16:39

что такое “гордый”
в словаре Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

гордый

го́рдый
прил.

1)

а) ОБЛАДАЮЩИЙ ЧУВСТВОМ СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА.

б) разг. Высокомерный, надменный.

2)

а) Преисполненный гордости (1,2).

б) перен. Преисполненный торжественной красоты.

Нет смысла в обсуждениях, если у нас за одним и тем же словом стоят различные образы. Словоблудием заниматься не намерен.

E-95
E-95 написал 14 марта 2013 в 18:17

Франклин, там себе в гробу потихоньку переворачивается. Как чувствовал, что прозвучит слово "словоблудие". Я лишь одно не могу понять. Чем измерить СОБСТВЕННОЕ ДОСТОИНСТВО? Деньгами, титулами, рейтингами, рангами? На основании чего я должен чувствовать себя достойнее, например, бомжа. Бомж тоже человек вроде, пусть и не сложилось. А Ефремов крут. Если Ефремов нам поясняет, что “гордый” это "2) а) Преисполненный гордости (1,2).", то я такой словарь обязательно куплю. Печку топить. И простите меня великодушно за словоблудие.

Клён
Клён написал 14 марта 2013 в 20:43

Чем измеряется собственное достоинство, гордость? Самим собой. Потому, что направленна внутрь себя: http://motivators.ru/node/14524. Именно гордость не дает опуститься человеку ниже определенной нравственной планки. Гордыня - есть чрезмерная гордость. Яд - не вещество, а доза. Гордыня направлена во вне себя, создавая чувство собственной важности по отношению к чему либо вне себя. Гордыня не позволяет расти над собой, так как гордец уже считает себя достигшим предела развития. Мое мнение, не обязательно верное. Но так говорит мне мой жизненный опыт, а для меня он - единственный авторитет: http://motivators.ru/node/46061

E-95
E-95 написал 14 марта 2013 в 22:59

А вам не приходило в голову, что бомж мог быть очень гордым и отказывался работать за небольшую зарплату, а большую ему не давали - кризис. За квартиру он не платил по причине недостатка денег. Оказался на улице. Он оценивал себя "самим собой" высоко и стал бомжем. Если бы вместо гордости было самоуважение все могло бы сложиться иначе.

E-95
E-95 написал 14 марта 2013 в 23:11

Это я про нравственную планку, с которой, как мне кажется, больше связано самоуважение, нежели гордость. Поверьте, я никому ничего доказывать не собираюсь. Я нужные сведения получил и весьма доволен. Просто мне интересна ваша позиция поскольку я сам до недавнего времени с ювелирной точностью ее придерживался. В принципе она не плоха, но и не хороша.

Клён
Клён написал 14 марта 2013 в 23:18

каждому свое

Гость.
Гость. написал 15 марта 2013 в 11:02

Ну вот же, ведь знал же Клён, а ))) "Гордыня - есть чрезмерная гордость. Яд - не вещество, а доза". Следите за мерой и всё будет окей, правда? Smile В этом уникальность гордости, я каждый раз поражаюсь этому. Если сейчас враз, без подготовки, кого-то лишить гордости, то его жизнь его просто развалится, человек впадёт в жесточайшую депресию. Гордость нам многое дает и гордость определяет в нашей жизни практически всё, начиная от движений (походки), напряжений в теле и заканчивая карьерой, условиями жизни, жизненными целями и т.п. глобальными для нас вещами. Что то из этих вещей под контроль может взять другое чувство, например Любовь, но все эти чувства эпизодически, недолговременны и не столь универсальны, ничто в обычной жизни не может заменить гордость, даже мысли такой обычно и не возникает. Более того, мы вынуждены защищать гордость. Если мы "ухаживаем" за своей гордостью, то чувствуем удовлетворение, гордость дает нам сил для свершения великих дел, достигать поставленных целей - немудрено назвать её чувством собственного достоинства, даже честью, но приглядитесь внимательнее и увидите всё ту же старую и "добрую" гордость Wink Она нужна нам эта гордость. Гордость в словаре Ефремова под 1 и 2 и другими пунктами - одно и то же чувство, просто в разных дозах. E-95 - уметь менять мнения это дорогого стоит, именно это говорит о том, что человек способен к развитию, рад за тебя Smile Я немного общался с бомжами, зачастую гордость у них заметно выше, чем у среднего класса, видно она скрашивает им жизнь, без неё будет совсем мрачно, это гордость зайца из твоего анекдота ))) Вот Клён, а говорил, что твой мотиватор явно не для меня, да я только из-за него на сайт прихожу, ха-ха ))) Очень хорошая работа Smile

dominic
dominic написал 16 марта 2013 в 14:17

"Если мы "ухаживаем" за своей гордостью, то чувствуем удовлетворение, гордость дает нам сил для свершения великих дел, достигать поставленных целей" Ммм... закончу мысль: имея дело с гордостью, с любой её дозой, мы всегда должны платить. Обычно мы не замечаем этого, но если уделить этому внимание, то выяснится, что торг будет далеко не в нашу пользу, мы многое теряем Sad Альтернатива гордости - смирение или безупречность.

dominic
dominic написал 15 марта 2013 в 13:31

Гость. - это я, вытащил меня таки Клён на мотиваторы )))